27.11.2013 17:04:51



Плотный поток, то летящий по скоростным шоссе, то пробирающийся мимо блокпостов и в тесных кварталах старого города, разномастные машины, от легендарных «жуков» до вполне современных моделей мирового автопрома всех ценовых категорий – автомобильное движение жизнь города, и Дамаск не исключение.

Специфика времени и места, однако, накладывает отпечаток – и именно поэтому дамасский автомобильный поток сжат куда плотнее, чем мог бы – множество трасс перекрыто, оставшиеся часто сужены блокпостами и отбойниками, исключающими подрыв машины со взрывчаткой в непосредственной близости от важнейших объектов. Иные из этих объектов отгораживаются за сотни метров и более – в конечном счете, грузовики с тоннами взрывчатки в городе уже взрывали.

Сегодня обошлось без тонны взрывчатки, но легче от этого не стало. Такси, «начиненное» относительно небольшим количеством ВВ, чтобы не засек дистанционный сканер при беглом осмотре, с готовыми поражающими элементами внутри устройства, и «живым взрывателем» - смертником за рулем, в мозгу которого путем нехитрых психологических операций мышление заменено на набор цитат очередного «религиозного авторитета» и лозунг «Аллах акбар». 15 погибших, около 40 раненых, в том числе около 30 тяжелых – с ампутациями, проникающими ранениями брюшной полости, повреждениями головы, позвоночника.

Больницы скорой помощи работают – но каждый теракт помимо погибших, множит еще и число инвалидов, оказывая разрушительное действие, продленное на десятки лет вперед. Основные следы уберут уже к вечеру, хотя удобный новый переход с эскалатором будут чинить наверняка месяцы и месяцы – число объектов, требующих немедленного восстановления, в Сирии и без того весьма велико.

Некоторый оптимизм внушает статистика – количество «заряженных» смертников падает, по сообщениям местных «людей в теме» выросла и эффективность борьбы, в среднем обезвредить до взрыва тем или иным способом удается девять «живых бомб» из десяти.

Дороги стали безопаснее – подтверждают и местные журналисты, и это видно, в том числе, и по одной из ключевых трасс – дорога между городом и аэропортом, еще недавно считавшаяся весьма опасной, сегодня наоборот, одна из самых спокойных, хотя следы обстрела и взрывов на стенах домов говорят о многом.

Дороги это жизнь, и при обсуждении войны в Сирии тема дорог всплывает неизбежно. Можно ли ехать в Хомс? Нет, военные пока что перекрывают трассу. Пальмира? Лучше не надо. Алеппо? … и так далее. Дороги могут быть опасны не только там, где их непосредственно «оседлали» бандиты – таких мест крайне мало, бандгруппы неспособны эффективно противостоять армии «в чистом поле», но используя свои базы в населенных пунктах, они минируют обочины трасс, а нередко ведут прямую охоту за проезжающими в том или ином районе – посредством снайперов.

Дорога может быть опасна даже еще не начавшись – в конечном счете 11 ноября 2013 года минометный обстрел боевиками армянской церкви в Дамаске и школы при ней унес жизни четверых детей и водителя автобуса именно на дороге. Единственная разорвавшаяся из трех выпущенных мин взорвалась между двумя автобусами, на которых школьников должны были развезти по домам.

Но чтобы победить в этой войне, дорогу придется пройти до конца. До того момента, когда с узких, иной раз как коридоры в некоторых квартирах, улочек старого Дамаска, этих дорог вечности, можно будет убрать солдат, проверяющих паспорта и содержимое сумок. А с магистралей – бесконечные бетонные блоки отбойников. Даже от объектов военного ведомства и других го***реждений. Это будет уже совсем другая дорога – дорога к миру, в котором не будет места ни минометному обстрелу школы, ни начиненным взрывчаткой такси.

Автор: Илья Крамник


Za Kaddafi