Вы скажете: «Нет, нет, это невозможно. Нам достаточно парламентского представительства». Но тогда миллионы будут представлены небольшой группой людей. Это – неверный подход.
Это – количественный подход к проблеме демократии, измеряемый расстояниями и размерами помещений. Однако к ней следует подходить по-иному. Народ продолжает жить там, где он живет: в своем квартале, на своей улице, в своей деревне или городе. Он заседает в форме народных собраний, в работе которых участвует все взрослое население. Они принимают решения и осуществляют управление. Если весь народ примет решение начать войну против того или иного государства, эта война начнется, и она будет законной, потому что это – глас народа, и значит война неизбежна, идет ли речь о соседнем государстве или о другом, отделенном от него материками и океанами. Понятно, что подобный вариант чрезвычайно маловероятен.
Если принимается закон, то он принимается всем народом, всем взрослым населением обоего пола. Такой закон священен, и если он того потребует, то ты подставишь шею под секущий меч. Потому что он священен, он принят всем миром. Люди сочли, что наказание за данное преступление – смертная казнь, и ты сам принимал участие в его обсуждении и вместе с ними постановил, что за это преступление полагается смертная казнь. Но нельзя подставлять свою шею под закон, принятый другими, называют ли эти другие себя парламентом, правительством, революционным советом или как-то по-другому. Если закон принят не самим тобой, он не заслуживает того, чтобы ему подчиняться, даже если речь идет не о смертной казни, а о простом штрафе, заключении или аресте… Этот порок политических, экономических и социальных структур во всем мире и привел к кризису, который переживает современное человечество.
Нынешние правители бахвалятся, искажают и подделывают факты, чтобы обелить свою деспотическую власть и политику, оправдать ошибки своего правления. Такая логика и политика не принесет пользы народам и всему человечеству в целом, не решит проблем. Народ, встретив противодействие со стороны того или иного человека, говорит себе: «Вероятно мы чем-то его обидели. Наверное, мы совершили ошибку по отношению к нему, и у него возникли проблемы». Правитель же, даже совершив ошибку в отношении кого-либо, не станет в ней признаваться, а начнет увиливать и отнекиваться. Этот обман не служит интересам народа, не способствует делу мира и благу человечества и не отвечает интересам самого того, кто следует такой логике.
А поскольку весь мир, все его политические, экономические и социальные структуры построены на порочном подходе, то все, что мы слышим, это лишь оправдание этого порока, суть которого произвол, эксплуатация, диктатура, отсутствие народовластия, Джамахирии и народного социализма, нежелание вернуться к фундаментальным социальным ценностям, к естественным общественным отношениям. А поскольку все это разрушено, мир зиждется на произволе и эксплуатации, исходит из ошибочных посылок. Народы управляются представительными органами, законы принимаются не самим народом, а людьми, выступающими от имени народа. Это – подмена истины. Богатства земных недр принадлежат всем людям, живущим на земле, всему человечеству.
Богатства каждой страны должны принадлежать в равных долях всем жителям страны. Но на самом деле все обстоит иначе. Богатство и власть находятся в руках горстки людей, которые добились своего положения неблаговидными и порочными методами. Поэтому вся их политика направлена на то, чтобы оправдать свои незаконные действия. Всем нам, обычным гражданам, доводится слышать из уст членов правительств и политических деятелей поразительные вещи, когда нам вдруг заявляют, что черное – это белое, а белое – это черное. Мы видим, что это – черное, а нам говорят, что оно – белое и что мы должны согласиться с этим обманом. Удивительная вещь. Если ты скажешь, что это белое, а не черное, то тебя обвинят в том, что ты отступник, диссидент и сумасшедший. «Вот видишь, – скажут тебе, – мы говорим, что это белое, а ты говоришь, что черное, значит ты нам противоречишь, а раз так, то ты ренегат и сумасшедший».
Но сумасшедшие это как раз те, кто утверждает, что белое – это черное. И причина всего этого кроется в том, что происходит маргинализация народов, все народные массы оттесняются на обочину жизни: они отстранены от природных богатств, отстранены от власти. Если бы народы сами издавали законы, разрабатывали политику, принимали решения, то на земле царили бы мир, безопасность, покой, стабильность, дружба и сотрудничество. Народы мира не испытывают ненависти друг к другу, они стремятся к миру и стабильности. Нет народа, который покинул бы родные земли и пошел бы завоевывать землю другого народа.
Войско, которое выступает на захват чужих земель, состоит из неимущих, которых мобилизовала деспотическая власть, та самая власть, что создана богатством и находится в руках горстки эксплуататоров. Эта власть сформировала политиков, которые, в свою очередь, мобилизовали бедняков, построили из них армию и приказали идти умирать на чужбине. А потом они возвращаются, те, кто выжил, – кто без руки, кто без ноги, кто глухой, кто слепой. Так живет мир сегодня. Но те, кто сегодня в солдатской форме отправляется в другие страны, чтобы сеять разрушение и захватывать чужие территории, останься они у себя дома в обычной обстановке, им бы и в голову не пришло покидать родные места и делать эту гнусную работу. Приказ и нужда гонят их на службу политикам и эксплуататорам. А став солдатами, они получают приказ идти и умирать во имя захвата колоний. Если бы не нужда, сидели бы они дома и не шли бы на смерть, не шли бы воевать, чтобы вернуться потом безрукими и безногими инвалидами. Таков сегодня наш мир.
Зеленая книга находится сегодня в плотной блокаде. Нам говорят: «Зеленая книга – книга опасная. Ее сочинил Каддафи». Но в действительности Каддафи не сочинял Зеленую книгу. Ее сочинило человечество и его история. Зеленая книга – это уроки, извлеченные из истории человечества, это анализ всех фактов нашей прошлой жизни: горестных и отрадных.
Она гласит: «Данная проблема является следствием того, что не было сделано то-то и то-то. Сделайте это, и проблема исчезнет». Почему люди были в прошлом несчастливы? Мы пришли к выводу, что человек не может быть счастлив, если он не свободен. Но он не может быть свободен, если он живет в нужде.
Таким образом, преодоление нужды дает свободу, а свобода дает счастье. Человек не может быть счастлив, если он не свободен. Чтобы сделать людей счастливыми, необходимо дать им свободу, а чтобы дать им свободу нужно, чтобы они перестали нуждаться – так говорит Зеленая книга. Так говорит даже не Книга, а сама история человечества. А Книга – это выводы и уроки истории человечества. Автором Зеленой книги является все человечество, это его устами она говорит. Сегодня, благодарение Господу, Зеленая книга и ее идеи заложили основу Третьей мировой теории, к которой в век Интернета, искусственных спутников и информационной революции начинают прислушиваться и присматриваться люди.
Сегодня никто, каким бы бесчеловечным он ни был, какие бы враждебные чувства он ни питал к Зеленой книге, не может запретить распространение этой Книги. Она распространяется вопреки воле ее недругов. Ее содержание и идеи будут размещаться в Интернете, распространяться во всем мире посредством всевозможных современных средств коммуникации и информации. Сегодня в России: в Думе, среди ученых и писателей организуются общества друзей Зеленой книги. Кое-кто может сказать, что, мол, Ливия – страна с небольшим населением и поэтому ей подходит джамахирийский строй, строй народного самоуправления. Напротив, малая страна нуждается в Зеленой книге, Джамахирии, народном самоуправлении меньше, чем большая. Чем больше страна, тем больше она нуждается в джамахирийском строе.
Возьмем, например, Китай, самую большую страну мира. Невозможно себе представить, чтобы эта империя управлялась из Пекина. Пекин не может знать проблемы, с которыми сталкиваются люди в разных концах огромного Китая. Правительство, как бы искренне оно ни старалось, как бы умно оно ни было, как бы ни заботилось об интересах людей, не может управлять жизнью всего Китая. Потому что несколько сотен депутатов не могут представлять миллиарды людей. Это невозможно. Все обстоит наоборот: чем больше государство, тем нужнее ему народные собрания и народные комитеты. Итак, мы отвечаем на вопрос о том, как народ сам управляет собственными делами.
Известно как управляет правительство, как управляет парламент. А как управляет народ? Как мы уже сказали, для осуществления народного самоуправления не нужно сгонять весь народ в один зал. Это поверхностное представление. Народ продолжает жить там, где живет. Но он создает на местах народные собрания, на которых принимаются необходимые решения. И эти народные собрания, в которых участвуют все мужчины и женщины, действуют повсеместно, наряду с народными комитетами. Это – демократия. Нужно различать народные собрания и комитеты. Народные комитеты – это выборные органы, избираемые населением, а народные собрания охватывают всех жителей страны. Никто не остается неохваченным. Эти собрания формируют народные комитеты. Народные собрания принимают решения, а народные комитеты их исполняют. В этом и состоит самоуправление. Ни один закон не может быть принят, если он не одобрен всем народом. При этом законодательная инициатива принадлежит не правительству, не палате представителей.
Конечно, если такие органы существуют, то имеют право предлагать законы, но и любой гражданин, у которого возникла идея принять какой-то закон, может предложить эту идею на рассмотрение всего народа. Если народ поддержит эту идею, то она станет действующим законом. Но в условиях господствующего сегодня беззакония простой гражданин отстранен от власти и не может у себя в стране выступить с законодательной инициативой. Кто будет прислушиваться к мнению простого человека в Индии, если он вдруг заявит, что у него появилась блестящая идея относительно принятия закона. Да никто, ибо там это не дело простых граждан. Но почему? Потому что он лишен возможности волеизъявления, лишен власти. Его лишили даже собственного достоинства в пользу депутата, которого он сам себе навязал. Человек оказывается в замкнутом кругу, где есть депутат, который выдвигает проекты законов, но есть ли при этом у простого гражданина возможность связаться со своим депутатом?
Нет, он такой возможности лишен. Его связь с депутатом оборвалась в тот самый момент, когда он опустил свой бюллетень в урну для голосования. Он стал депутатом, а ты остался тем же самым простым гражданином, у которого отняли все полномочия и передали их твоему депутату. Депутат – уважаемый человек. Он несомненно достоин уважения, поскольку ты отказался от собственного уважения в его пользу. Депутаты получают право принимать законы и выдвигать законопроекты, но при этом все мы, миллионы простых людей, весь остальной народ лишены такого права. За что нас оттесняют на обочину?
Если весь народ превращается в изгоя и лишается прав, то зачем тогда весь этот процесс представительства, зачем нужно правительство, со всеми его механизмами? Все эти механизмы и структуры, существующие сегодня в мире, оказываются бессмысленными. Нужно избавиться от всех этих депутатов, губернаторов, классов и партий, и тогда останется лишь народ, который будет сам управлять собственными делами. Партийная система – это давно устаревший инструмент из области классических стереотипов, которые не способны противостоять вызовам современности. Все критерии и стереотипы, которые используются в наши дни, давно и сильно устарели. Партийные структуры уже не могут сегодня соответствовать подъему масс, их движениям, требованиям, нуждам, вызовам и активности. Они устарели и стали экспонатом, которому место в музее. Если мы продолжим с вами свой диалог, российские друзья из Государственной думы, ученые, писатели и журналисты, то, возможно, стоит задуматься над тем, чтобы убедить в этом народ России. В этой связи я хотел бы ответить на вопрос нашего друга о том, как можно установить джамахирийский строй, избегнув при этом насилия.
Насилию нет места. Нам не нужно насилие, нужно лишь убеждение. Если вы и те, кто придет после вас, убедите народ России в том, что власть должна принадлежать народу, его народным собраниям и народным комитетам, создаваемым напрямую, то, миновав многие этапы, вы от республики перейдете к Джамахирии, от произвола и диктатуры – к прямой народной демократии. Вам не придется преодолевать известные этапы. Идеи марксизма-ленинизма, идеи Маркса и Энгельса – это утопия и идеализм. Их воплощение в жизнь означало бы построение рая на земле. Но этой утопии не суждено было сбыться. Мы к этому пока не пришли. Мы хотели бы обрести этот потерянный рай, но к коммунизму так и не пришли.